Что такое мензура и как ее отстраивать
Мензура(Scale Length) - это длина струны от порожка до бриджа, на электрогитарах чаще всего 648 мм(25,5"-Fender) или 629мм(24 3/4"-Gibson), на бас гитарах в основном 864 мм(34"). От количества ладов она никак не зависит ( 12-й лад всегда находиться по середине)
Настройка мензуры - это изменение длины струны, каждой в отдельности, так чтобы гитара или бас строили в любом месте грифа, настраивать мензуру рекомендуется на новых струнах, на старых иногда это вообще нереально сделать (тюнер показывает полную ерунду). Но перед этим сначала необходимо настроить анкер и высоту струн над грифом, некоторые конструкции бриджей (на бас гитарах почти все) позволяют регулировать высоту каждой струны в отдельности, на бриджах Tune-O-Мatic и на Floyd Rose всего два регулирующих высоту вертикальных винта в районе первой и шестой струны, если нет расхождений с радиусом накладки грифа, то значения из таблицы приведенной ниже должны совпасть. Оптимальная высота струн над последним ладом
В грифе гитары находится металлический стержень. Он называется «анкерный стержень» (или просто «анкер») и позволяет регулировать прогиб грифа гитары, если нужно сменить калибр струн, или при резком изменении температуры и влажности, например, при перевозки гитары из одной страны в другую или при наступлении зимы (в квартирах начинают топить, что приводит к сухости воздуха).
В прежние времена электрогитары производились всего из нескольких традиционных пород дерева: палисандра, клёна, красного и черного дерева, ясеня или ольхи. В наши дни эти породы постепенно становятся всё более редки и, соответственно, растут в цене. По этому, большинство производителей начало применять в производстве другие породы, более распространенные в регионе производства, но при этом схожие по свойствам с традиционными. Не смотря на то, что новые породы подбирались по схожести структуры и характеристикам звучания с традиционными, отличий всё же достаточно. Цель этой статьи – познакомить вас с особенностями "гитарных" пород дерева, и получить представление о том, как звучат инструменты из них сделанные.
Влияние породы дерева на тембр звучания гитары часто недооценивается. Звук передается от струны звукоснимателям, так? Ну…. да, конечно! Но это только малая часть теории. Это правда, что звукосниматели улавливает колебания струны, но на эти колебания влияет чуть ли не каждый участок инструмента. Разные участки резонируют по разному, усиливая тем самым одни частоты тембра и фильтруя другие. Кроме того, звукосниматель улавливает и чисто акустическое звучание гитары, которое суммируется с основными колебаниями. Влияние дерева деки распространяется практически на всё звучание, но больше всего на фазу после звукоизвлечения (сустэйн) и затухание звука. На атаку (первичную фазу ноты) больше влияет то, из какого дерева накладка грифа, если конечно гриф не целиковый. Гриф же больше всего влияет на длину сустэйна (но не его характер) и, частично, на атаку. Тип и качество струн, медиатора, и даже индивидуальные особенности звукоизвлечения, играют определенную роль в тембре инструмента, но лишь приукрашивая его или наоборот.
Не надо забывать также, что каждый кусок древесины в своём роде уникален – даже два куска одной породы будут отличаться друг от друга по характеристикам. Более того, у каждого музыканта (или слушателя) разные представления о хорошем звучании. Поэтому все приведенные здесь описания пород дерева и их влияние на звук имеют скорее обобщающий и отчасти субъективный характер.
Мне повезло: я получил в подарок немецкую гитару Musima Eterna Deluxe выпуска середины 1960-х редкой модификации – со сложной распайкой звукоснимателей и встроенными эффектами, в отличном состоянии. Как многие гитаристы, я поначалу скептически отнесся к почти антикварному инструменту. Но, подключив его к усилителю, был потрясен твердым и мощным рыком и незыблемо точным строем этой гитары. Не зря профессиональные музыканты стаптывают не одну пару башмаков в поисках старых инструментов в стиле Vintage, которые, как хорошее вино, с годами становятся все лучше.
Однако сыграть на чудесном инструменте свои любимые композиции я не смог: во времена этой гитары тяжелого рока и металла еще не было. Высокая крышка бриджа (см. описание терминов на схеме) на «Музиме» не дает положить руку на струны и играть тяжелые аккорды с глушением; роликовая конструкция бриджа, благодаря которой строй не сбивается от работы рычагом тремоло, имеет люфт, из-за которого сустейн (длительность звучания ноты) укорачивается. Наконец, чудовищно толстый гриф при игре соло стоя практически не дает пальцам дотянуться до 6-й (басовой) струны.
Было бы наивно полагать, что современные виртуозы играют на таких же инструментах, которые мы видим в руках битлов на старых записях. За последние полвека электрогитара прошла немалый эволюционный путь.
"Рвать струны на гитаре может каждый, но не все знают, как она устроена. Между тем, суперсовременные гитары имеют мало общего с инструментами «Битлов»."
Как самому изготовить электрогитару, знал тогда каждый школьник. Сначала нужно было аккуратно разделить обычную акустическую гитару на две составляющие: нужный гриф и ненужный корпус. Корпуса, кстати, тоже не пропадали – обычно в них вставлялись магнитофонные динамики для резкого повышения качества звучания бытовой аппаратуры. А вот к грифу прикреплялся цельнодеревянный или, на худой конец, фанерный корпус, очертания которого определялись исключительно фантазией гитаростроителя. Возможность подключения к усилителю инструмент приобретал после установки звукоснимателя, купленного в музыкальном магазине за девять рублей. Эффектного звучания это не гарантировало...
Гитара яхт-клубовца Ильи Лагутенко в выгодную сторону отличалась от тысяч подобных ей изделий. Для изготовления ее корпуса было использовано перо руля швертбота «Оптимист»! Белая пластиковая гитара поражала невероятной красотой – правда, играть на ней было все равно нельзя. Лагутенко в дальнейшем организовал ансамбль «Мумий Тролль», стал известным музыкантом – и играет, естественно, не на самодельных инструментах. А для многих школьников тех времен первый опыт борьбы против собственных неумелых рук стал финальным аккордом несложившейся музыкальной карьеры.
"В начале восьмидесятых в яхт-клубе города Владивостока занимался подросток по имени Илья Лагутенко. Но ему было не суждено стать звездой парусного спорта. Юношу настигло новое увлечение, рок-музыка... А новая музыка требовала нового, электрифицированного инструмента."
Анатомия электрогитары
Гриф
От качества изготовления грифа гитары зависит точность ее строя. Гриф должен быть ровным или с минимальным равномерным прогибом, лады должны располагаться с точностью до малых долей миллиметра. От материала грифа и накладки грифа (чаще палисандр или клен) зависит звук гитары, так как гриф также участвует в резонансе. Жесткость грифу придает проходящий внутри него по всей длине анкерный болт, с помощью которого регулируется прогиб. Гриф может крепиться к деке на болтах, быть вклеенным или проходить через весь корпус гитары (сквозная конструкция дает больший сустейн).
Лады
Это те самые металлические «порожки», между которыми гитарист зажимает струну, укорачивая ее и повышая тон. Высокие лады облегчают скоростную игру и вибрато, а низкие делают возможным плавное изменение тона. От жесткости металла колков зависит атака звучания.
Звукосниматели
Звукосниматели, они же датчики, представляют собой сочетание постоянных магнитов и катушек индуктивности. Когда металлическая струна пересекает магнитное поле, ее колебания превращаются в электрический сигнал. Звукосниматели различаются по чувствительности и частотному диапазону. Они должны точно подбираться к деке и манере игры исполнителя.
Все звукосниматели делятся на две группы: 1) с эквализацией 2) широкополосные. Первые в свою очередь делятся на пассивные и активные, вторые пассивными не бывают. Под активными предпологается не только датчики со встроеной электроникой, но и пассивные, разработаные для обязательной последующей работы с активной схемой. В зависимости от клличества катушек и те и другие стараются подогнать под единые размеры на гитаре это: single(сингл) и humbucker(хамбакер).
Сингл-звучок с одной катушкой с проволокой, закрепленной на пластмассовой или металлической подложке и один ряд металлических штырьков, расположенных внутри катушки по одному на каждую струну. Катушка (и, возможно, штырьки), закрывается сверху пластмассовым или металлическим/хромированным кожухом.
На гитаре, изображенной на фотографии, видно 2 сингла - у грифа и один - в середине. Недостатком сиглов является то, что они шумят (особенно заметно на дешевых гитарах, на большой громкости), и был изобретен новый тип звукоснимателя - хамбакер, который уже почти не фонит. Конструктивно хамбакер представляет из себя сдвоенный сингл, но бывают и такие, что катушки расположены одна под другой, и такой звукосниматель выглядит как обычный сингл. Хамбакер можно видеть на иллюстрации - он расположен у нижнего порожка.
По звучанию сингл и хамбакер отличаются, и обычно гитару с синг- лами используют при игре соло, а с хамбакерами - при игре ритма, но везде существуют исключения, например, Кирк Хамметт из группы Метал- лика некоторые соло исполняет и на гитаре с хамбакерами. Также существуют гитары с обоими видами звукоснимателей - как на фотографии.
|
|