My Music News

Последние статьи

Engines of Creation - Введение в теорию лада

joe satriani, джо сатриани
Для меня краеугольным камнем в музыкальном развитии стало знакомство с понятием лада. Изучение функций ладов открыло мне глаза и уши и позволило во многом понять, как мелодия соотносится с аккордами.

Термин "лад" означает ряд нот, которые могут быть вычленены из гаммы. Например, гамма С мажор имеет такой ряд нот: C D E F G A B. Это ряд называется также С-ионийский лад (натуральный мажор). Если вы возьмете этот же ряд и начнете отсчет со второй ступени гаммы, то есть ноты D, то получится другой лад, а именно D-дорийский лад (D E F G A B C) (см. Рис.1). Как вы заметили, оба лада (С-ионийский и D-дорийский) состоят из тех же самых семи нот, разница только в их расположении.

C major scale, До мажор

Рис. 1 MP3 | Рис. 2A MP3

Такое отношение ладов может быть применено к любой ступени гаммы C мажор: если мы начнем с третьей ступени, Е, и продолжим брать те же ноты, получится E-фригийский лад (E F G A B C). Далее идут лидийский лад (F G A B C D E), миксолидийский (G A B C D E F), эолийский (A B C D E F G) и локрийский (B C D E F G A). Данные семь ладов - ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский - это всего-навсего разное размещение исходной мажорной гаммы, и все они известны под общим названием "основные лады".

Для иллюстрации теории основных ладов я использовал гамму С мажор, так как, в отличие от других гамм, она не имеет диезов и бемолей, и поэтому ее легко представить в уме. Однако, вам нужно четко осознать, что точно такой же принцип взаимоотношений ладов применим к любой тональности. Например, гамма G мажор рождает уже известные нам семь ладов из каждой своей ноты (G A B C D E F#).

Си фригийский лад, B phrygian mode

Рис 2B MP3 | Рис 3A MP3

Хотя описание лада, как подобие разновидности мажорной гаммы, является хорошей подпоркой в процессе изучения, настоящее овладение концепцией лада приходит тогда, когда полностью осознается и усваивается звучание каждого интервала в структуре лада. Однажды, на первом курсе музыкального колледжа, у меня проходил урок на фортепьяно. Мы с преподавателем добрались до одного момента в импровизации, и я сказал: "Вот здесь A-дорийский лад". "Ну, на самом деле это тоже самое, как G- мажор", - сказал преподаватель. Но я не согласился: "Если я играю в А-дорийском ладу, то я подчеркиваю ноты совсем не так, как если бы я думал в G-мажоре".

A dorian mode, А дорийский лад

Рис 3B MP3 | Рис 3C MP3

Когда я начал изучать семь основных ладов, меня поразила разница в их структуре интервалов и внутренних аккордовых формах, которые могут быть из них сконструированы. Мне также очень нравилось сравнивать их, играя от одной тоники. Я обнаружил, что определенные лады были почти идентичны друг другу по форме, за исключением лишь одного интервала. Например, Е-фригийский (E F G A B C) и Е-эолийский (E F# G A B C D). Первый является ладом, который образуется от третьей ступени гаммы С мажор, а второй - от шестой ступени гаммы G мажор. Сравнение ладов таким образом - взад и вперед в одной тональности - помогло мне понять разницу в их структуре и звучании.

A dorian mode, А дорийский лад

Рис 3D MP3 | Рис 3E MP3

Один из первых моих наставников, преподаватель высшей музыкальной школы, очень разносторонний человек, кстати, обучавший также и Стива Вая, говорил: "Не следует слушать музыку так, чтобы увидеть в ней теорию". Он считал, что смысл в изучении теории и гармонии заключается только в обнаружении дополнительных путей для лучшего выражения собственных музыкальных образов.

Моя композиция "Time" построена на В-фригийском ладу (B C D E F# G A). Как изображено на рисунках 2а и 2b, теоретически данный лад строится от третьей ступени, В, гаммы G мажор. Рисунок 3а показывает аппликатуру В-фригийского лада с седьмой позиции (седьмой лад на грифе). Запомните данную аппликатуру, повторяя ее вверх и вниз. Задача упражнений на рисунках 3b-3е - занести в вашу память уникальное звучание В-фригийского лада. Перед тем, как начать отрабатывать данные аппликатуры, запишите сами повторяющийся, относительно продолжительный аккорд В5, так, чтобы этой записи хватило на 5-10 минут тренировки. (Можно записать этот аккорд один раз в какой-нибудь аудио-программе и на время тренировки поставить его на повторное воспроизведение. прим. переводчика). Прослушивание этого аккорда во время игры упражнений подкрепит в данных фригийских "мелодиях" звучание тоники В.

Часть 2



 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Эксклюзивный материал для сайта My Music News Ознакомиться с разделом Copyright MyMusicNews Сегодня у нас в гостях известный в Украине киевский барабанщик - Александр Касярум! Мы решили задать Саше несколько вопросов о его биографии, о личном музыкальном развитии, а также советах начинающим драммерам. Саша играет за барабанной установкой уже 12...
Подходит к концу 2011 год и мы предлагаем ознакомиться читателям с лучшим оборудованием этих прошедших 12 месяцев, так что готовьте оливье, бутерброды с красной икрой и шпротами, шампанское и мандарины, усаживайтесь поудобнее и начинайте листать - ведь информации довольно много! Здесь вы прочитаете как о лучших аккустических инструментах, так и...
Эксклюзивный материал для сайта My Music News Ознакомиться с разделом Copyright MyMusicNews Сегодня мы уже подготовили один обзор кахона Duende Pro от великолепной испанской компании Duende Percussion. Продолжим ознакомление с продукцией Duende вместе с обзором очередного кахона Elite. Спецификация: Название: кахон Duende Elite Цена: $360 Место происхождения: Испания Материал: береза Размеры этого...
Никак не можете выделить достаточно времени на занятия игрой на гитаре? Не можете выбрать, что именно отрабатывать в тот крохотный промежуток времени, которым располагаете? Конечно, может быть сложно найти больше времени для занятий гитарой, но зато вполне возможно научиться получать за имеющееся время максимум результатов. Вот что нужно для этого...
matures and boys sex