My Music News

Последние статьи

Engines of Creation - Введение в теорию лада (часть 3)

joe satriani, джо сатриани
Знакомство со структурой ладов проходило у меня в три этапа. На первом этапе произошло осознание того факта, что существует, во-первых, некие новые звуки, доселе мне неизвестные, и, во-вторых, возникновение сильного желания разобраться, что же собой представляют эти новые звуки. Второй этап включал в себя изучение теории образования ладов и их взаимосвязей между собой. Третий этап начался с долгих интенсивных музыкальных исследований, в которых я ненасытно тренировался и изучал, как применять лады в конкретных музыкальных ситуациях. Несмотря на то, что все это происходило много лет назад, я и сейчас чувствую, что этот этап тренировок и исследований у меня все еще продолжается...

Соль мажор, G major scale

Рис. 1 MP3

Разумеется, необходимо сначала научиться ходить, прежде чем побежать. Не упуская из виду эту мысль, посмотрите на следующую четкую схему организации семи основных ладов, полученных из мажорной гаммы. На рисунке 1 показана гамма G мажор (G A B C D E F#) и семь ладов, которые в определенном порядке формируются от каждой отдельной ноты. Первый лад, G-ионийский, совпадает с исходной гаммой G мажор. Второй лад, A-дорийский (A B C D E F# G), образовывается от второй ступени гаммы G мажор, А, и включает все ноты до следующей ноты А октавой выше. Третий лад, В-фригийский, формируется от третьей ступени, В, и включает все ноты до следующей ноты В октавой выше. Теперь вы сами можете вычленить волшебную формулу образования семи ладов во всех 12-ти тональностях. Запомните эту формулу: ионийский лад совпадает с мажорной гаммой; дорийский лад начинается и заканчивается на второй ступени мажорной гаммы; фригийский лад образовывается от третьей ступени; лидийский лад - от четвертой ступени мажорной гаммы; миксолидийский, эолийский и локрийский лады формируются от пятой, шестой и седьмой ступеней мажорной гаммы соответственно.

Соль мажор, G major scale

Рис. 2a MP3 | Рис. 2b MP3

Во время первого знакомства несомненно легче рассматривать семь основных ладов, как просто различное расположение нот их исходной мажорной гаммы. В конечном же счете, однако, необходимо отойти от ассоциативного их понимания и начать рассматривать лад как отдельное гармоническое единство. Каждый лад включает в себя уникальную последовательность тонов и полутонов, что и придает ему характерное гармоническое звучание или окраску.

Как я уже говорил в предыдущих частях данной серии уроков, чтобы донести звучание лада до слушателя, не достаточно просто сыграть ноты в определенной позиции на грифе. Необходимо ясно и отчетливо донести до слушателя основной тон лада или его тональный центр (первая нота лада). Например, если вы импровизируете в В-фригийском ладу (B C D E F# G A), то ноты должны слышаться в контексте тонального центра В. Один из возможных путей добиться этого - играть мелодию с нотой В в басу или брать какой-нибудь аккорд В, который содержит ноты данного лада, например, B5, Bm, Bm7, Bsus4, B7sus4 or B7b9sus4.

Соль мажор, G major scale

Рис. 2c MP3 | Рис. 2d MP3 | Рис. 2e MP3

Другим способом выделения тонального центра может быть подчеркивание в мелодии или импровизации тоники лада. Это особенно трудно, если играть без аккомпанемента. В нашем примере необходимо будет ясно показать слушателю музыкальный окрас В-фригийского лада, дабы избежать каких-либо двусмысленностей в гармонии. Самой главной нотой будет нота В, тоника лада, а все остальные ноты должны соотносится с этой тоникой.

Если вы вздумаете всю жизнь ковылять, опираясь на костыль G-мажор, вам никогда не удастся по-настоящему убедительно и творчески выразить себя в В-фригийском ладу.

Соль мажор, G major scale

Рис. 2f MP3 | Рис. 2g MP3

Лучший способ действительно понять и запомнить структуру и звучание всех семи основных ладов - сравнивать их взад и вперед в одной (или и в параллельной) тональности, начиная каждый лад от одной ноты (G-ионийский, G-дорийский, G-фригийский и т.д.). Играя и слушая лады таким образом, в отличие от зубрежки с опорой на ассоциативные тональные центры (G-ионийский, А-дорийский, В-фригийский и т.д.), вы сможете легко проанализировать и разобраться в различиях и сходстве интервальной структуры и гармонической окраски ладов.

На рисунке 2 вы видите все основные лады, сформированные параллельным образом в тональности G. Запомните структуру интервалов каждого лада, а также их аппликатуру. Играйте их под аккомпанемент басовой ноты G, чтобы упражняться в соответствующем музыкальном контексте. Кроме того, попытайтесь разобраться, как передвинуть каждый лад на октаву выше, затем играйте их в различных позициях на грифе и, наконец, в различных тональностях.

Для того, чтобы хорошо усвоить особенности ладов, потребуется приложить много усилий, но овладеть ими абсолютно необходимо, если вы хотите стать по-настоящему серьезным музыкантом. Поэтому каждый день выделяйте время на изучение ладов.

Часть 4



 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Эксклюзивный материал для сайта My Music News Ознакомиться с разделом Copyright MyMusicNews Сегодня у нас в гостях известный в Украине киевский барабанщик - Александр Касярум! Мы решили задать Саше несколько вопросов о его биографии, о личном музыкальном развитии, а также советах начинающим драммерам. Саша играет за барабанной установкой уже 12...
На сегодняшний день владельцы крупных звукозаписывающих студий и маленьких домашних студий могут выбирать среди огромного количества аудио и MIDI интерфейсов, удовлетворяющих любым потребностям и бюджетам. Одним из интерфейсов, на который стоит обратить свое внимание, является M-Audio Fast Track Ultra, который обладает 6 аналоговыми аудио входами и выходами, 24-битным семплированием звука...
Бессмысленные упражнения... стоит или не стоит прибегать к ним? На самом деле это неправильный вопрос. То, что следует ниже - это разговор, который произошел по e-mail между мною и одним молодым гитаристом: "Том, я уже почти год пытаюсь улучшить свою игру при помощи разных глупых упражнений, но с минимальным прогрессом....
Том холдеры прошли долгий путь к тому виду, какими они предстали перед нами в 21 веке. Чего только не придумали компании-изобретатели на пути к упрощению жизни барабанщиков! На этом пути встречались как удачные примеры, необычные и сложные, так и смешные и ненадежные. Всего за 80 лет существования том холдеров конструкция...