My Music News

Последние статьи

Engines of Creation - Введение в теорию лада (часть 4)

 

joe satriani, джо сатриани
Опора для сравнительного анализа ладов

В предыдущих частях я познакомил вас со своим способом изучения семи основных ладов. Мы рассмотрели их образование из мажорной гаммы, а также проиллюстрировали структуру каждого лада в отдельности. Если вы внимательно следили за моим рассказом, то наверняка твердо ухватили принцип образования ладов. Тем, кто к нам только что присоединился, однако, не стоит беспокоиться: сейчас я собираюсь предложить вашему вниманию несколько других способов, которые помогут получить ясное представление о структуре лада.

major scale, мажоная гамма

Рис. 1a MP3

Лично мне для изучения ладов очень помогло такое упражнение: играть каждый из семи основных ладов от тоники "E" с опорой на продолжительный звук открытой шестой струны "Е". Использование открытой шестой струны "E" в качестве аккомпанемента позволяет учащемуся удержать в голове музыкальный окрас, букет каждого лада и сравнивать сходство и различие между ними.

E dorian mode, Ми дорийский лад

Рис. 1b MP3 | Рис. 1c MP3

Как показано на рисунках 1a-g, необходимо на открытой нижней струне взять ноту "Е" и, пока она звучит, каждый лад начинать играть от струны "А". В первом примере Е-ионийский лад (Е-мажор) охватывает две с половиной октавы вниз по грифу. В последующих примерах каждый лад показан только на двух октавах. Ваша задача - к аппликатурной модели самим добавить дополнительные пол-октавы. Примеры изображают модели по нисходящей, однако вам необходимо отрабатывать их вверх и вниз поочередно. Я добавил к рисункам аккорд, относящийся к конкретному ладу. Играйте этот аккорд в начале и в конце модели, чтобы услышать гармоническую связь.

E lydian mode, Ми лидийский лад

Рис. 1d MP3 | Рис. 1e MP3

Один мой преподаватель показал мне, как от каждой ноты гаммы можно образовать трезвучие. Типичное трезвучие - это группа из трех нот, образующих последовательно либо уменьшенную терцию, либо полную терцию. Этого можно добиться играя, допустим, в любой гамме/ладу первую, третью и пятую ноты, или вторую, четвертую и шестую, или третью, пятую и седьмую ноты, и т.д.

Возьмем для примера Е-ионийский лад (натуральный мажор). Если вы сыграете вместе первую ноту "E", затем третью ступень "G#", и наконец пятую "В", то получите трезвучие (E G# B). Теперь образуем трезвучие от второй ступени гаммы, сыграв вместе "F#", "А" и "C#" - у вас получилось минорное трезвучие (F# A C#). Такое упражнение называется гармонизацией от каждой ноты гаммы. Оставаясь в рамках конкретной гаммы/лада, вы сможете образовать, так называемые, диатонические трезвучия.

После изучения трезвучий, образованных из терций, вам следует переходить к четырех-, пяти-, и даже шестизвучным аккордам, добавляя надстройки к трезвучиям. Продолжая надстраивать трезвучия, не выходя за рамки конкретного лада, можно получить диатонические аккорды со ступенями 7, 9, 11 и 13. Мне для четкого усвоения этой концепции понадобилось проводить некоторый анализ в нотной тетради и много заниматься сольфеджио.

E zolian mode, Ми золийский лад

Рис. 1f MP3 | Рис. 1g MP3

Одним из моих старых типичных упражнений было сидеть и играть все аккорды из своей книги аккордов. Цель упражнения - попытаться пальцами разыскать новые возможности, которые бы отличались от тех, что я находил в песнях Beatles, Stones, и других... Скоро такие аккордовые упражнения вместе с изучением построений аккордов в различных ладах стали вырисовывать более ясную общую картину. Я начал замечать, что наконец воздвигаю мост между изучением теории музыки и воплощением открываемых мной звуков.

В будущем мы с вами глубже поговорим о взаимосвязях аккордов и гамм, а также о мелодических/гармонических отношениях. А пока продолжайте укладывать фундамент для более сложных задач применения ладов. Играйте их в разных тональностях и позициях на грифе. Обязательно следите за тем, что вы осмысленно слушаете звучание каждого лада и аккорда. Помимо этого, старайтесь представить себе, какое настроение или ощущение этот лад или аккорд вызывает.

До следующего раза...



 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Эксклюзивный материал для сайта My Music News Ознакомиться с разделом Copyright MyMusicNews Сегодня у нас в гостях известный в Украине киевский барабанщик - Александр Касярум! Мы решили задать Саше несколько вопросов о его биографии, о личном музыкальном развитии, а также советах начинающим драммерам. Саша играет за барабанной установкой уже 12...
Как и любой музыкальный инструмент, барабаны изготовляются из разного вида материала, которое придаёт барабанной установке своё уникальное звучание. Эксперементировать можно до посинения - будет ли это бронзовый малый барабан в установке из клёна, или же барабан из латуни, в добавок к березовым и ясеновым томам и бочкой - это уже...
Наверно все мы в своей жизни имели травмы, растяжения, раны, иногда даже переломы. Игра на барабанах задействует работу четырех точек сразу, а также таз, туловище и другие мышцы тела. Всегда пытайтесь играть как можно расслабленно, но если почуствовали боль которая не проходит в течении нескольких часов, то вам стоит задуматься...
Концертный звук - элемент, который все барабанщики жаждут получить в идеальном виде. Как же добиться нужного Вам звука? В этой статье мы поговорим о том, что нам может помешать в работе с настройкой необходимого звучания на концерте; как необходимо слушать и понимать, что происходит в звуковом пространстве помещения и выбирать...