My Music News

Последние статьи

Engines of Creation - Введение в теорию лада (часть 4)

 

joe satriani, джо сатриани
Опора для сравнительного анализа ладов

В предыдущих частях я познакомил вас со своим способом изучения семи основных ладов. Мы рассмотрели их образование из мажорной гаммы, а также проиллюстрировали структуру каждого лада в отдельности. Если вы внимательно следили за моим рассказом, то наверняка твердо ухватили принцип образования ладов. Тем, кто к нам только что присоединился, однако, не стоит беспокоиться: сейчас я собираюсь предложить вашему вниманию несколько других способов, которые помогут получить ясное представление о структуре лада.

major scale, мажоная гамма

Рис. 1a MP3

Лично мне для изучения ладов очень помогло такое упражнение: играть каждый из семи основных ладов от тоники "E" с опорой на продолжительный звук открытой шестой струны "Е". Использование открытой шестой струны "E" в качестве аккомпанемента позволяет учащемуся удержать в голове музыкальный окрас, букет каждого лада и сравнивать сходство и различие между ними.

E dorian mode, Ми дорийский лад

Рис. 1b MP3 | Рис. 1c MP3

Как показано на рисунках 1a-g, необходимо на открытой нижней струне взять ноту "Е" и, пока она звучит, каждый лад начинать играть от струны "А". В первом примере Е-ионийский лад (Е-мажор) охватывает две с половиной октавы вниз по грифу. В последующих примерах каждый лад показан только на двух октавах. Ваша задача - к аппликатурной модели самим добавить дополнительные пол-октавы. Примеры изображают модели по нисходящей, однако вам необходимо отрабатывать их вверх и вниз поочередно. Я добавил к рисункам аккорд, относящийся к конкретному ладу. Играйте этот аккорд в начале и в конце модели, чтобы услышать гармоническую связь.

E lydian mode, Ми лидийский лад

Рис. 1d MP3 | Рис. 1e MP3

Один мой преподаватель показал мне, как от каждой ноты гаммы можно образовать трезвучие. Типичное трезвучие - это группа из трех нот, образующих последовательно либо уменьшенную терцию, либо полную терцию. Этого можно добиться играя, допустим, в любой гамме/ладу первую, третью и пятую ноты, или вторую, четвертую и шестую, или третью, пятую и седьмую ноты, и т.д.

Возьмем для примера Е-ионийский лад (натуральный мажор). Если вы сыграете вместе первую ноту "E", затем третью ступень "G#", и наконец пятую "В", то получите трезвучие (E G# B). Теперь образуем трезвучие от второй ступени гаммы, сыграв вместе "F#", "А" и "C#" - у вас получилось минорное трезвучие (F# A C#). Такое упражнение называется гармонизацией от каждой ноты гаммы. Оставаясь в рамках конкретной гаммы/лада, вы сможете образовать, так называемые, диатонические трезвучия.

После изучения трезвучий, образованных из терций, вам следует переходить к четырех-, пяти-, и даже шестизвучным аккордам, добавляя надстройки к трезвучиям. Продолжая надстраивать трезвучия, не выходя за рамки конкретного лада, можно получить диатонические аккорды со ступенями 7, 9, 11 и 13. Мне для четкого усвоения этой концепции понадобилось проводить некоторый анализ в нотной тетради и много заниматься сольфеджио.

E zolian mode, Ми золийский лад

Рис. 1f MP3 | Рис. 1g MP3

Одним из моих старых типичных упражнений было сидеть и играть все аккорды из своей книги аккордов. Цель упражнения - попытаться пальцами разыскать новые возможности, которые бы отличались от тех, что я находил в песнях Beatles, Stones, и других... Скоро такие аккордовые упражнения вместе с изучением построений аккордов в различных ладах стали вырисовывать более ясную общую картину. Я начал замечать, что наконец воздвигаю мост между изучением теории музыки и воплощением открываемых мной звуков.

В будущем мы с вами глубже поговорим о взаимосвязях аккордов и гамм, а также о мелодических/гармонических отношениях. А пока продолжайте укладывать фундамент для более сложных задач применения ладов. Играйте их в разных тональностях и позициях на грифе. Обязательно следите за тем, что вы осмысленно слушаете звучание каждого лада и аккорда. Помимо этого, старайтесь представить себе, какое настроение или ощущение этот лад или аккорд вызывает.

До следующего раза...



 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Эксклюзивный материал для сайта My Music News Ознакомиться с разделом Copyright MyMusicNews Сегодня у нас в гостях известный в Украине киевский барабанщик - Александр Касярум! Мы решили задать Саше несколько вопросов о его биографии, о личном музыкальном развитии, а также советах начинающим драммерам. Саша играет за барабанной установкой уже 12...
На сегодняшний день владельцы крупных звукозаписывающих студий и маленьких домашних студий могут выбирать среди огромного количества аудио и MIDI интерфейсов, удовлетворяющих любым потребностям и бюджетам. Одним из интерфейсов, на который стоит обратить свое внимание, является M-Audio Fast Track Ultra, который обладает 6 аналоговыми аудио входами и выходами, 24-битным семплированием звука...
Если Вы считаете себя пессимистом, то сделайте себе одолжение и не читайте дальше этой статьи. В моей Music Careers Mentoring Program, я прошу всех своих учеников, пройти через специальный экзамен на одном из первых уроков. Этот экзамен раскрывает глаза каждому, кто через него проходит (я раскажу Bам что это за...
Эксклюзивный материал для сайта My Music News Ознакомиться с разделом Copyright MyMusicNews Выбрать установку, подходящую для игры в стиле джаз – задача не из легких, даже для людей, которые имеют большой опыт в этой сфере. Возникают следующие вопросы: какого размера должны быть барабаны и тарелки; на каких производителей следует обратить...