My Music News

Последние статьи

Развитие слуха. Часть I. Пение - это вера

steve vai amazing guitarist, Стив Вай превосходный гитарист
Я никогда не смогу преувеличить важность того, что музыканту необходимо развивать свой слух. На самом деле я считаю, что развитие хорошего "внутреннего слуха" - умения разбирать составные части музыки исключительно за счет прослушивания - самый важный элемент на пути становления хорошим музыкантом. Как я говорил ранее, обладание здоровым воображением - необходимый ингредиент способности творить. Но при отсутствии возможности воплотить воображаемые звуки в реальном мире творческие устремления останутся непригодными. Тренировка слуха для понимания и осознания музыкальных звуков и понятий - это один из наиболее жизненно необходимых способов укрепления связи между музыкальными идеями в голове и звуками, воссозданными на инструменте.

Все музыканты тренируют слух постоянно, осознанно или нет. Если, прослушивая отрывок музыки, музыкант представляет себе, как это сыграть или пытается играть это, то он использует свой "слух" - понимание и осознание музыкальных элементов - в качестве руководства. То же самое происходит при подражании отрывку музыки, при записи на ноты или даже просто при поиске в музыке вдохновения. Неважно, что играется: слух является навигационным устройством, ведущим музыкальный корабль. Без хорошего слуха за штурвалом вы обнаружите, что просто дрейфуете в море и движетесь по воле волн.

Я всегда очаровываюсь, глядя на музыку, записанную на бумагу. Когда я был в колледже, у меня был класс сольфеджио, подразумевающий обучение пению с листа. Пение с листа это умение спеть то, что написано на бумаге. Сначала вы определяете тональность, затем поете записанные звуки, используя фонетическую структуру "до-ре-ми". До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до представляют мажорную гамму. Существуют другие односложные звуки, представляющие другие высоты, принадлежащие октаве. Эти курсы сольфеджио были трудными, но с лихвой окупили все вложенное время. Доскональное изучение и анализ сольфеджио в пределах этих статей неосуществимы, так что я могу лишь поощрить вас на самостоятельное изучение.

Я всегда считал, что записывание на ноты является бесценным инструментом для развития музыкального слуха, и в течение многих лет я провел бесчисленное количество восхитительных часов, перенося на ноты различную, гитарную и не совсем, музыку. Наиболее известным примером моих нотных работ является "The Frank Zappa Guitar Book" (Hal Leonard), для которой я переносил, помимо прочего, целые Shut Up и Play Yer Guitar серии записей. Однако многие музыканты не могут снимать звуки - гитарные соло, ритм-партии, мелодические линии,: - с того, что им нравится. Запись на ноты - это умение, требующее большой практики и изучения, с которым я всем рекомендую поэкспериментировать.

Но не пугайтесь: вам нет необходимости читать с листа или наоборот, записывать на ноты, чтобы практиковать упражнения для тренировки слуха. Сейчас, если вы сидите с гитарой, существует огромное количество способов для развития слуха в целях укрепления связи между головой и пальцами. Ниже я набросал некоторые методы, которыми может воспользоваться гитарист для развития слуха с применением только лишь гитары.

У нас, как у гитаристов, имеются определенные вещи, используемые большинством и которые являются простой частью программы: мы учим гаммы, выполняем упражнения для улучшения физических возможностей, строим аккорды в различных частях грифа, и т.д. Я полагаю исключительно важным найти и выделить время, целиком посвятив его развитию слуха.

Один из простейших способов начать тренировку слуха состоит в том, чтобы петь то, что вы играете. К примеру, вы можете играть гамму до-мажор (C D E F G A B) в любой позиции - предпочтительнее в наиболее удобной для вас - и петь каждую ноту гаммы после того, как сыграете, будучи очень точным в попадании в высоту. Начните с одной ноты: сыграйте ее, спойте, а затем сделайте это одновременно. Затем переходите к двум нотам. Как только почувствуете уверенность и комфорт, возьмите кусочек гаммы, скажем, ноты C, D, E и F, и создайте простенькую мелодию из них, и пойте одновременно, а-ля джазовый гитарист George Benson. Это легкий способ синхронизировать слух со звуками, создаваемыми пальцами. Солируете ли вы под аккомпанемент, или играете в одиночку, продолжайте петь и не позволяйте "уйти с пути" (© by Kuzmitch *) или втянуться во что-нибудь другое. Идея состоит в бесконечном импровизировании и пении того, что вы играете, в рамках тональности.

Другое, что хорошо бы сделать, это записать простенький одноаккордовый аккомпанемент для обыгрывания. Сначала играйте и пойте ноты, просто входящие в тональность, оставаясь в рамках основной структуры 5-ти, 6-ти или 7-ми ступенчатой гаммы. Не склоняйтесь в сторону любимых гитарных фраз, оставьте это на потом, когда разовьете свой слух настолько, что сможете сыграть абсолютно все из того, что можете сыграть. Это упражнение на дисциплину: не играйте ничего того, что не можете в совершенстве повторить голосом. Остаетесь ли вы в пределах одной октавы, или поете на октаву ниже того, что играете, или используете фальцет для взятия высоких нот - вы должны уметь воспроизвести голосом все играемые на гитаре ноты.

Если будете работать над этим ежедневно, то обнаружите, что продвигаетесь дальше и дальше, и процесс станет более легким. Может произойти такая классная штука: вы начнете слышать музыку в голове более чисто, это позволит вам формулировать музыкальные идеи - писать музыку - в голове, без помощи гитары. Когда вы, наконец, возьмете инструмент, окажется, что вы в состоянии инстинктивно сыграть эти идеи.

Чтобы продвинуться на шаг дальше, попробуйте следующее упражнение: представьте себе умозрительно гриф и представьте, что играете что-то так, что вы "слышите" и "видите" ноты, которые играются. Полезным может оказаться пение нот после того, как вы представите, что играете их. Это отличное упражнение, которое усилит связь "гриф-голова" и в действительности улучшит ваш слух за счет усиления подтверждения "относительности высот" (как отдна нота соотносится с другой по высоте) на грифе. Вы можете открыть некоторые темные закоулки в умственном видении/слышании, но если вы проникнетесь, картина вскоре будет становиться ясней и ясней.

Эта техника не относится к ситуации, когда играется одно, а поется что-то совершенно другое. Некоторые как, например, Jimi Hendrix, имели сверхъестественную способность играть очень сложные ритм-партии и однонотовые риффы и петь в то же время дополнительные партии. Эта техника требует совершенно иного построения мозгов и является очень сложной для многих исполнителей. Умение играть одно и петь другое должно быть отработано как отдельная часть обучения. Если бы я мог играть на гитаре и одновременно петь, эй, я бы мог сделать карьеру! Увидимся в следующий раз с более эффективными методами развития слуха.



 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Эксклюзивный материал для сайта My Music News Ознакомиться с разделом Copyright MyMusicNews Сегодня у нас в гостях известный в Украине киевский барабанщик - Александр Касярум! Мы решили задать Саше несколько вопросов о его биографии, о личном музыкальном развитии, а также советах начинающим драммерам. Саша играет за барабанной установкой уже 12...
Уважаемый итальянский производитель кахонов Paolo De Gregorio принес в мир музыки что-то действительно особенное вместе со своим последним творением - кахоном Maestral. Это вещь красоты и, как и все другие кахоны Gregorio, с точки зрения конструкции вы вряд ли найдете что-то лучше! Спецификация: Название: De Gregorio Maestral Cajon Цена: $390...
"Хорошо" – понятие субъективное. В контексте создание демо записи это понятие может принимать несколько значений. "Хорошая демо запись" может подразумевать под собой хорошую композицию (с точки зрения потенциального «хита»), или это может означать хорошее качество сведения, или аранжировки. Если, записывая свое демо, Вы преследуете цель заключить контракт со звукозаписывающей компанией,...
Огромное количество материала написано о барабанах, настройке, практике, но далеко не послдений аспект ухода за здоровьем в игре на барабанах почему то отошел на задний план. Статья от Anders'а Esko затронет тему боли в кистях - регулярная проблема, касающаяся каждого барабанщика на пути к успеху. Андерс разберет по пунктам -...