My Music News

Последние статьи

Рекомендации по записи акустического рояля. Часть 1.

recording an acoustic piano, запись акустического рояля
В сегодняшнем мире midi-технологий и семплированных инструментов запись живого акустического рояля – задача не для слабых духом. Сегодня любой звукорежиссер может быть уверен в хорошем качестве звука клавишных инструментов, таких как Garritan’s «Authorized Steinway» или «Ivory». Однако, в тех случаях, когда рояль должен играть главную роль в миксе либо когда вы записываете музыканта мастер-класса, в вашем распоряжении должен находиться хорошо настроенный акустический рояль для того, чтобы достичь наилучшего качества записи. На первый взгляд, микрофонная запись акустического рояля может показаться сложной и устрашающей задачей, именно поэтому в этой статье, подготовленной для Sound Talks, я постараюсь облегчить вашу задачу путем объяснения нюансов и некоторых приемов микрофонной записи, которые помогут вам создать отличную запись.

Близкое расположение микрофона когда и как использовать

Звук фортепиано или рояля, записанный близко расположенным микрофоном, чаще всего можно встретить в таких стилях как поп и джаз. Близкое расположение микрофона помогает в тех случаях, когда фортепиано или рояль записывается в студии одновременно со всеми остальными инструментами, а также такой способ записи дает намного больше возможностей для звукорежиссера при сведении трека. При такой технике записи в полученном звуке присутствует наименьшее количество естественной реверберации студийного помещения, а естественная реверберация, зачастую, приукрашается искусственной, с помощью аппаратного или программного ревербератора. Различные техники расположения микрофонов дают возможность получить разнообразное звучание инструмента от более жесткого (перкуссионного) до более сбалансированного, от более узкого до более широкого, от более яркого до более мягкого. При близком расположении микрофона намного проще получить качественный сигнал по электрическим характеристикам и по соотношению сигнал-шум, но при этом усложняется выбор подходящей техники записи. Поскольку, «близкий» звук рояля – это именно то, чего чаще всего хотят добиться в студии, данная статья - это хорошая точка отправки для начинающего звукорежиссера.


Краткая анатомия рояля.

recording an acoustic piano, запись акустического рояля
Перед тем, как говорить о звуке рояля или приступить к рассмотрению техники записи и расстановки микрофонов, мы должны рассмотреть и понять, как же звук формируется и естественным образом усиливается в данном инструменте.

Нажатие на клавишу инструмента приводит в движение целый рычажный механизм, который управляет молоточком, бьющим по струне. Колебания струны, в свою очередь, и являются звуком, который мы слышим. Как видно из иллюстрации молоточки расположение немного ниже специальных демпферов. Эти демпферы покрыты мягким войлоком, именно он позволяет добиться разного звукоизвлечения, зависящего от силы нажатия на клавишу, скорости, с которой молоточек бьет по струнам, а также от возраста и аккуратности использования инструмента. В общем, чем быстрее молоточек ударяет по струнам, тем больше войлок прижат к контактной поверхности, что создает более жесткую ударную поверхность молоточка, а соответственно более яркий и громкий звук. Извлеченный звук резонирует внутри прецизионно изготовленной накатины, которая представляет собой деревянную станину, простирающуюся вдоль и поперек всего инструмента. Как видно из диаграммы, на станине установлена «кобылка», которая является местом крепления струн. Также, во многих инструментах высокого класса, часть струны, которая простирается за «кобылку», также резонирует и помогает создавать дополнительные обертона, что придает насыщенности и глубины звуку.

В интернете присутствует изобилие информации по детальному описанию внутреннего строения механизма рояля, однако, я считаю, что описания вышеуказанных основных составных частей достаточно для новичка, а нам пора углубиться в более детальную информацию по звукозаписи.


Техника близкого расположения микрофона аргументы «за» и «против».

Поскольку мы будем рассматривать немало разных техник расстановки микрофонов, организуем порядок рассмотрения, начиная от техники расположения микрофонов наиболее близко к молоточковому механизму, и будем двигаться далее в направлении «кобылки» и задней части рояля. Помните, что все техники «близкого расположения» подразумевают расположение микрофонов под крышкой рояля, поэтому микрофоны необходимо располагать очень близко к струнам.


«Перкуссионное» звучание рояля для стиля «Рок»

Данная техника помогает раскрыть природу рояля как ударного инструмента. При этой технике микрофоны располагаются прямо над теми местами, где молоточки ударяют по струнам. Данная техника полезна для плотных роковых миксов, в которых рояль должен вырисовываться среди других инструментов, но не требует особой глубины звука. Для получения разнообразия ширины стереобазы микрофоны (стереопара) можно расположить в пространстве согласно системам ХУ, ORTF или AB, также можно свободно использовать стереопары в полярной стерео системе, однако, не рекомендуется использование суперкардиойдных микрофонов. Необходимо заметить, что ненаправленные микрофоны (с круговой диаграммой направленности) смогут воспринять самые низкие частоты, издаваемые инструментом, в то время как многие кардиоидные микрофоны имеют определенный спад АЧХ на низких частотах. Также ненаправленные микрофоны будут не так сильно подчеркивать эффект «близкого расположения» микрофонов, в то время как кардиоидные – будут. Расстояние от расположения микрофонов до струн будет определять насколько жестким или «перкуссионным» будет записанный звук чем ближе расположены микрофоны – тем звук будет более «перкуссионным», чем дальше расположены микрофоны – тем звук будет более сбалансированным. Под понятием «достаточно близко» я подразумеваю расположение микрофона в нескольких дюймах от струн рояля.


Сбалансированный звук рояля с широкой стереобазой

Данная техника позволяет получиться очень «теплый» и детализированный звук рояля, но при этом всегда будет достаточно широкая стерео панорама. Используя кардиойдные или ненаправленные микрофоны, их можно расположить следующим образом один микрофон располагаем над секцией верхних звуковых частот (верхние октавы), второй – над секцией нижних звуковых частот (нижние октавы). Микрофон, расположенный возле верхнего регистра, следует расположить ближе к клавиатуре в продольной координате инструмента, а микрофон, расположенный возле низкого регистра расположить ближе к задней части инструмента. Расстояние от микрофонов до струн также может варьировать от нескольких дюймов до фута. В данном случае, чем ближе будет расположен микрофон, тем более детализировано будет записан звук, а чем дальше расположены микрофоны – тем точнее можно захватить весь диапазон инструмента.


Сбалансированный звук рояля с узкой стереобазой или моно

recording an acoustic piano3
Для получения хорошо сбалансированного звука рояля узкой стерео панорамой можно использовать стереопару, установленную по системе ХУ или MS, расположенную в месте изгиба корпуса рояля, где корпус становится более узким (ближе к задней части инструмента). В этом случае будет поддерживаться хорошая моно совместимость между микрофонами. Также можно использовать один отдельный моно микрофон. Чтобы получить сбалансированный звук рояля, нет необходимости располагать микрофоны очень близко к струнам, это позволит снять весь частотный диапазон инструмента. В данном случае я рекомендую использовать кардиойдные микрофоны, что поможет избежать нежелательной естественной реверберации помещения студии. Попробуйте направить микрофон или стереопару на место, где крышка рояля соединяется с корпусом, при этом расстояние до струн пусть остается около одного фута. При использовании данной техники звук не будет обладать особой яркостью, однако эта техника дает хорошие возможности по расположению инструмента в стерео миксе в процессе сведения.


«Мягкий» звук рояля

Перемещая микрофоны все дальше от клавиатуры инструмента, вдоль накатины, мы получает более теплый звук. Старайтесь экспериментировать с расстоянием от микрофонов до струн, с техникой расположения и с выбором стерео системы. Здесь нет какого-либо определенного правила или конкретных рекомендаций. Для получения наиболее «мягкого» звука попробуйте снимать микрофоном нижнюю часть корпуса инструмента (снизу), подмешивая к нему микрофоны, снимающие верхнюю часть, для получения читаемого звука.


Наиболее сбалансированный и натуральный звук рояля

Если используемые микрофоны вынести за раму рояля (вынести из-под крышки), то мы сможем снять все еще достаточно «близкий» звук, при этом звучание инструмента будет наиболее натуральным и сбалансированным. Для данной техники я предпочитаю использовать стереопару, расположенную по системе АВ на расстоянии, примерно, одного-двух футов от струн, возле места сужения корпуса инструмента, и на два-три фута вынесенную за раму рояля. Располагать микрофоны необходимо на такой высоте, чтобы они захватывали все струны инструмента. Так как при данном расположении микрофоны будут снимать достаточного много естественной реверберации студийной комнаты, то данная техника не подходит для записи плотного микса в стиле рок. Данная техника больше подходит для записи сольного выступления рояля, либо джазовых и похожих стилей.

Поскольку микрофоны удалены от молоточковой системы и расположены ближе к задней части корпуса, то звук будет более «мягким», а «перкуссионное» звучание будет практически отсутствовать. Как было описано выше, расположение микрофонов возле изгиба корпуса рояля дает наиболее сбалансированное звучание инструмента, однако в конкретных ситуациях, скорее всего, придется сдвигать микрофоны либо в сторону клавиатуры, либо в сторону задней части инструмента, в зависимости от стиля записываемой музыки. Я практически всегда использую ненаправленные микрофоны при записи рояля исходя из того, что они наиболее точно снимают весь частотный диапазон инструмента. Впрочем, не бойтесь экспериментировать, Вы можете использовать эффект «близости» кардиойдных микрофонов для получения специфического звука. Для записи джазовой музыки получили признание такие микрофоны как Schoeps, DPA, Earthworks, а также Sennheiser MKHs. Они имеют широкий частотный диапазон, хорошую частотную характеристику и прозрачный характер звука, что необходимо для записи данного жанра. При записи рок и поп музыки Вы можете использовать любые возможные микрофоны, которые помогут Вам найти желаемый звук. Использование ламповых микрофонов, пропущенных через ламповый предусилитель, при записи на носитель с магнитной лентой поможет исправить чрезмерно активную и динамичную игру пианиста. При этом сохранится прозрачность звучания. Используйте свой слух для выбора нужной техники расстановки микрофонов и получения желаемого звука.

Возможно Вас также заинтересует:

Вернуться на главную

 

forum logo
join group 3
register




 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Эксклюзивный материал для сайта My Music News Ознакомиться с разделом Copyright MyMusicNews Сегодня у нас в гостях известный в Украине киевский барабанщик - Александр Касярум! Мы решили задать Саше несколько вопросов о его биографии, о личном музыкальном развитии, а также советах начинающим драммерам. Саша играет за барабанной установкой уже 12...
Эксклюзивный материал для сайта My Music News Ознакомиться с разделом Copyright MyMusicNews В продолжение нашей джазовой темы, я дам несколько советов касающиеся выбора томов и малого барабана. Как было сказано ранее, при выборе установки для джаза, не существует определенного шаблона, по которому можно было бы все построить. В первой части...
Веб магазин розничной торговли музыкальными инструментами - Gear4Music, запустил серию WHD в начале 2011 года. Целью было создание линии качественных акустических и электронных барабанов, на принципе различных производителей по всему миру и объедененных под большим крылом WHD. Широкий ассортимент барабанов WHD легкодоступный на сайте Gear4Music. Хотя установка DD516-Pro находится сверху...
Знакомство со структурой ладов проходило у меня в три этапа. На первом этапе произошло осознание того факта, что существует, во-первых, некие новые звуки, доселе мне неизвестные, и, во-вторых, возникновение сильного желания разобраться, что же собой представляют эти новые звуки. Второй этап включал в себя изучение теории образования ладов и их...