My Music News

Последние статьи

Стивен Уилсон рассказывает о записи, продюсировании и маркетинге альбомов Porcupine Tree

porcupine tree
Всякий раз, когда выходит новый альбом Porcupine Tree, во всем мире продается более 250 тысяч его копий. И весь процесс создания альбома, начиная от написания песен и заканчивая печатью обложки, контролирует один единственный человек – основатель группы, гитарист и вокалист Steven Wilson.

«Дело не в том, насколько дорога студия, насколько хороши студийные мониторы, и дело даже не в акустических характеристиках комнаты» - говорит Стивен Уилсон. «Все дело в том, как Вы понимаете то, что слышите, потому что если Вы хорошо понимаете то, что слышите, Вам под силу сделать хорошую запись! Много раз я ошибался, полагая, что если я попаду в коммерческую студию, обшитую правильным деревом и с правильной акустической системой, то я добьюсь лучших результатов. Но результат был хуже, потому что у меня не было понимания того, что я слышал, так что я всегда возвращался в свою маленькую домашнюю студию, где я точно знал, как добиться нужного результата. В большой дорогой студии любая запись звучит хорошо, но хитрость в том, чтобы заставить эту запись хорошо звучать на дерьмовой акустической системе в дерьмовой комнате, потому что зачастую именно в таких условиях люди будут слушать Вашу музыку. Если Вы способны на это, то Ваша музыка будет хорошо звучать на любой акустической системе».

Porcupine Tree играют достаточно тяжелый прогрессивный рок, который не каждому прийдется по вкусу. Однако не многие будут возражать тому, что записи Porcupine Tree звучат очень хорошо. По большей части песни группы задуманы, написаны, записаны, сведены, а иногда и отмастерены в скромной домашней студии вокалиста, гитариста и основателя Porcupine Tree – Стивена Уилсона.

Вплоть до лета 2009 года студией Стивена была его старая спальня в бунгало его родителей, в котором он вырос. Не смотря на то, что он давно переехал от родителей в собственное жилье, эту комнату он освободить отказался. Только после записи 10 студийных альбомов Porcupine Tree Стивен наконец-то переместил студию в свой новый дом.


Исполнитель поневоле

домашняя студия Стивена Уилсона, home record studio of Steven Willson
Стивен открыто признает, что настоящей его страстью является процесс записи, а не выступления на сцене, и это не смотря на то, что Porcupine Tree сейчас очень много выступают вживую. Как только он заинтересовался музыкой, так сразу же начал экспериментировать с записью, исследуя способы изменения и обработки звука. «Я влюбился в странные и замечательные звуки, которые слышал на записях, и захотел научиться создавать их» - объясняет Стивен. «Мне безумно повезло иметь отца инженера-электронщика, способного собрать для меня вокодер, ревербератор и многодорожечный рекордер. Я мог бы поставить отцу запись с интересующим меня звуком и попросить его сделать устройство, создающее такой звук. И он пошел бы и сделал это устройство!»

Porcupine Tree была создана как фиктивная группа с одной единственной целью – стать «публичным лицом» экспериментального студийного проекта. «Я никогда не считал себя музыкантом» - смеется Стивен. «Я продюсер, автор песен, или кто-нибудь еще, занимающийся записью музыки. Моей любовью всегда останется экспериментировать в студии, и это довольно уединенный вид деятельности. Поэтому было необходимо самому научиться играть на гитаре, басе, клавишных и программировать ударные, чтобы иметь возможность заниматься этим. Я учился программировать барабаны путем проб и ошибок, и результаты не были особо хорошими. Мне бы не пришлось заниматься всем этим, если бы меня окружали профессиональные музыканты. Но я много и упорно учился всему сам, чтобы озвучить в этом мире хотя бы немного того, что я слышу в своей голове».

«Я начал несколько проектов, некоторыми из которых занимаюсь и по сей день. Porcupine Tree была просто еще одним «полем для экспериментов в студии», но в какой-то момент этот проект захватил воображение многих людей - что, конечно же, не было запланировано. Я создал придуманную историю Porcupine Tree, отчасти только ради шутки, но скорее потому, что считал, что никто не будет воспринимать этот проект всерьез, зная, что за всем стою всего лишь я, делая музыку в своей спальне. Я говорю об эре групп конца 80, начала 90 годов, о времени до технической революции, позволившей любому обладателю компьютера делать музыку у себя дома».

Сегодня студия Стивена в основном базируется на программном обеспечении, поражая своим минимализмом. «Люди часто спрашивают разрешения сфотографировать или снять на видео мою студию, и я отвечаю им, что они будут разочарованы! Я постепенно избавлялся от всего своего оборудования, и сейчас у меня нет даже микшера. Практически всю работу я выполняю, используя студию Logic TDM и компьютер Mac G5. Уверен, родись я лет на 10 раньше, я был бы полностью аналоговым парнем, но я научился работать в цифровом измерении, и чувствую себя здесь комфортно. В работе с компьютером мне нравится гибкость, возможность сводить трек постепенно, в течение целого месяца. Для меня очень важно слышать полную картину в течение всего процесса сведения».


Делая звук живым

В течение нескольких лет Стивен собрал команду музыкантов, сформировав живой состав Porcupine Tree, и теперь, уже после того, как альбом записан, они вносят свой вклад в звучание группы. На барабанах играет бывший сессионный музыкант, а ныне участник King Crimson, барабанщик Gavin Harrison, на синтезаторах и пианино - Richard Barbieri, а на бас гитаре - Colin Edwin. Но до сих пор вся музыка Porcupine Tree начинает свою жизнь в качестве тщательно продуманных демо записей, созданных Стивеном Уилсоном.

«К моменту начала записи, структура песни и темп уже утверждены, и мною уже синтезировано все, что я могу сыграть самостоятельно» - объясняет Стивен. «Я использую программные синтезаторы и инструменты, встроенные в Logic, для создания партий ударных и баса, после чего сам записываю гитары и клавишные, а потом напеваю поверх всего этого вокал. Гитары я записываю через преамп Apogee Trak 2, используя симуляторы гитарных усилителей. Это не значит, что потом я не перепишу гитары позже на другом оборудовании, просто на стадии демо записи я все пишу в линию. После этого я приношу демо в группу и постепенно мы переделываем мои слабые места».

«Группа только немного дорабатывает демо запись, потому как много чего из демо остается звучать в финальной версии записи. Например, 90% вокалов на окончательной записи являются треками с демо записи. И для этого есть очень веские основания, так как обычно я пишу демо, едва закончив написание песни, а соответственно сохраняются все эмоции и чувства. Если перезаписать демо-версию тремя месяцами позже, я уже не буду в том эмоциональном состоянии. Это уже будет неким упражнением на технику достижения лучшего звука. Поэтому я научился работать с первоначальным демо материалом, так как практически невозможно записать вокал лучше, чем в первый раз после написания песни. И вот почему я записываю демо в максимально возможном качестве, потому что неизбежно проявится что-то, что будет нельзя потом переделать».

«В наши дни я также делаю накопление в специализированной студии, с необходимыми усилителями и гитарами. На последнем альбоме Porcupine Tree я записал порядка 35 минут музыки, после чего мы собрались всей группой и в течение нескольких недель на студии Monkey Puzzle играли эти песни вместе, сидя друг напротив друга, лицом к лицу, и использовали это в качестве трамплина для сочинения новой музыки. Мы записали весь материал в самом лучшем качестве. Таким образом, альбом получился смесью того, что я писал в уединение, и материала, в создании которого принимала участие вся группа».


Делегирование обязанностей

Возможно, Стивен известен в первую очередь как гитарист и вокалист, но его навыки продюсера тоже производят впечатление на многих слушателей. Однако он признает, что вне своей домашней студии, где он записывает партии акустической гитары и вокала, он полностью полагается на таланты профессионалов, работающих в той или иной области создания звука. «Я полагаюсь на звукоинженеров» - настаивает Стивен. «Когда дело доходит до записи гитарных кабинетов и барабанов с помощью микрофонов, я всегда работаю с людьми, знающими свою работу, и в этом случае себе я отвожу роль продюсера. В этом году я работал с Trevor Horn, и он оказался одним из тех людей, которые даже не притрагиваются к оборудованию. Наблюдать за ним было захватывающе: он просто сидел и слушал! Он самый настоящий продюсер старой школы, но работает с потрясающими инженерами, которые делают то, что он от них ожидает».

«Я в состоянии объяснить, какого звука я хочу добиться, но я не могу сформулировать, какой конкретный микрофон или процессор эффектов необходим. Если мне не нравится то, что звукоинженер пробует сделать со звуком, я попрошу его попробовать что-нибудь другое, и в этом, как мне кажется, и заключается работа продюсера. Ответ не будет найден, если перерыть сотни кейсов с микрофонами – ответ в том, чтобы найти звук, который звучит у человека в голове».

Барабанщик Porcupine Tree Gavin Harrison записывается в собственной домашней студии, Gavin Harrison recording drums in his home studio for Porcupine Tree
Барабаны для Porcupine Tree, перед тем, как попасть к Стивену на сведение, были записаны на экстраординарной домашней студии барабанщика Gavin Harrison. Стивен: «Наш барабанщик потратил 25 лет на эксперименты с микрофонами, их расположением, пластиками барабанов и всем остальным оборудованием, и это невероятный опыт, которого я не могу и мечтать достигнуть. Если инструмент записан хорошо, Вам не понадобится долго с ним возиться, и это на 100% про нашего барабанщика – я просто подымаю вверх фейдеры, и записанные барабаны уже звучат достаточно хорошо. Я не добавляю особо много компрессии, только немного эквализации и панорамирования».

«Наконец, я перехожу к записи гитар. Даже на профессиональном оборудовании не всегда получается добиться нужного гитарного звука, поэтому иногда, если гитарный смоделированный звук с демо-записи отлично вписывается в микс, мы просто оставляем его. Я никогда не относился предвзято к использованию виртуальных инструментов и моделей устройств. Если они звучат хорошо – я использую их!»

Удивительно, но будучи гитаристом, Стивен утверждает, что понятия не имеет, что делать с гитарными усилителями, поэтому он ездит во Флориду и работает над гитарными партиями с John Wesley, который играет с Porcupine Tree на сцене. «Джон знает все о записи гитары, поэтому я обычно работаю в его студии на протяжении нескольких недель. Опять-таки, я просто говорю, какой звук мне нравится, а Джон знаем меня достаточно хорошо, чтобы понять, о чем идет речь и сказать, что именно мне нужно из оборудования».

Стивен Уилсон самостоятельно формирует свой гитарный звук, Steven Willson adjusts his guitar sound
«Я люблю гитары PRS и у меня есть довольно большой выбор, начиная от баритонов и заканчивая 12 струнными гитарами. Гитара, которую я очень часто использовал на последней нашей записи, это полностью алюминиевая модель AlumiSonic с отличным звучанием и сустейном. Когда мне нужно записать тяжелый риф, то нет ничего лучше, чем Les Paul, а для записи чистого звука я использую Strat. Как видите, я использую всего по немного».

Партии гитары Стивена – это смесь импрессионистских звуков, созданных при помощи плагинов, и звуков, созданных при помощи аналоговых усилителей и педалей эффектов. «Образно говоря, много записанного материала я замедляю, ускоряю, режу на кусочки, подбрасываю в воздух и собираю после этого воедино. Например, при записи гитарного соло я ускорю его, а потом замедлю. Или частенько я добиваюсь дурацких эффектов, вырезая из записанного соло кусочки и меняя их местами. Мне нравится экспериментировать. Я считаю, что всех этих странных эффектов невозможно было бы добиться без компьютера. Вы, конечно, могли бы попробовать добиться этого при помощи аналогового магнитофона, но на это ушли бы недели!»


Обработка голоса

Вместо того чтобы использовать специальную студийную комнату для записи вокала, Стивен просто устанавливает свой конденсаторный микрофон Neumann U87, подключенный к преампу Apogee Trak 2, прямо посреди своей домашней студии. «Я просто надеваю наушники и записываюсь здесь» - говорит он. «Я использую лимитер преампа Apogee чтобы избавиться от пиков в реальном времени, и 70 Гц высокочастотный фильтр для обрезания низких частот. Я даже не компрессирую вокал во время записи».

«Из обработки я предпочитаю эквалайзер Focusrite D2 (плагин Pro Tools). Я часто использую эффект, когда голос будто звучит из мегафона, и этого я добиваюсь при помощи эквалайзера Focusrite D2 с его невероятно высоким низкочастотным фильтром и порядка 2 кГц высокочастотным фильтром. Я также использую компрессор Focusrite D3, Bomb Factory и Echo Farm для олдскульных эффектов задержки, которые хорошо читаются в миксе и тепло звучат. Иногда я использую реверберетор, но я не большой фанат реверберации на вокале и предпочитаю дилей, который занимает меньше места в миксе».

«Много плагинов, которыми я пользуюсь, были бесплатным дополнением к Pro Tools. Я не испытываю нужды выбежать и купить поскорее новейший эквалайзер или компрессор, потому что чувствую себя вполне комфортно с тем оборудованием и программным обеспечением, которое я знаю и люблю. Иногда наличие всего этого оборудования и программного обеспечения становится барьером между Вами и созданием музыки. Сейчас у нас так много возможностей, а в 70 года, которые я считаю золотой эпохой альбомно-ориентированной музыки, возможности по обработке были крайне ограничены. У меня нет Guitar Rig, потому как я использую Logic TDM в связке с Pro Tools. Guitar Rig звучит просто потрясающе, но это одна из тех программ, с которой у Вас уйдут недели только на то, чтобы разобраться, как она работает. Вместо этого и пользуюсь Amp Farm и SansAmp, которые достаточно просты и ограничены в возможностях, зато с ними можно быстро научиться работать и получить отличные гитарные тона».

Помимо написания песен, их исполнения, записи, сведения и продюсирования, Стивен еще занимается и мастерингом альбомов, при этом он признает, что не до конца уверен в правильности того, что делает. «Я отмастерил альбом Fear Of A Blank Planet сам после того, как мастер-инженер просто раздавил эту запись. Мы отдали ему записанный альбом, который звучал хорошо, а получили обратно полный отстой. И тогда было принято решение самостоятельно сделать мастеринг. В конце концов, мастеринг - это всего лишь немного лимитирования и эквализации. Я до сих пор колеблюсь, делать ли все самостоятельно или отдавать работу профессионалам. Я не считаю, что альбом обязательно должен звучать на максимально возможной громкости. Но уж точно следует убирать те ненужные пики, из-за которых понижается уровень громкости всей записи. Это тонкая грань, и некоторые люди слышал это, но большинство - нет. Наш барабанщик, например, слышит, когда бас-бочка начинает компрессироваться, значительно раньше меня, и я доверяю его слуху в этом случае, потому что барабаны все-таки его инструмент».


Искусство маркетинга

Обложки дисков и другая полиграфия также производится под чутким руководством Стивена
Сегодня альбомы Porcupine Tree продаются в огромных количествах, но потребовалось два десятка лет на то, чтобы, как выражается Стивен, выиграть эту войну на истощение. А самое поразительное то, что, не смотря на практически полное игнорирования группы музыкальной прессой, Porcupine Tree теперь продают больше дисков, чем когда-либо прежде. И это в то время, когда возможность скачивания музыки через интернет практически похоронила систему продаж альбомов. Возможно, секрет успеха Стивена заключается в колоссальном опыте создания музыки, оформления альбомов и живых концертов. «Люди, слушающие мою музыку, знают, что я создаю песни не ради коммерческого успеха или ротации на радио. Я делаю музыку, в которую я верю, вот почему люди верят в искренность и подлинность моих записей. Сейчас, когда прогрессив-рок более не звучит, как ругательство, СМИ стали уделять нам чуть больше внимания, но в течение многих лет эта музыка передавалась только из рук в руки по совету друзей».

«Многие люди скачивают музыку бесплатно, полагая, что исполнитель от этого не страдает. Мы живем в эпоху, когда уже не считается позорным не купить альбом, а бесплатно его скачать. Но это все же позорно по нескольким причинам. В первую очередь я хочу сказать, что больше нет уважения к качеству звука и творческой составляющей альбома. Под этим я подразумеваю, что люди, скачивая MP3, слушают просто музыку, без обложки альбома и других творческих составляющих. И в этом история всего рода человеческого – удобство и конформизм всегда побеждают творчество».

Борясь с этим, Стивер разработал одну из стратегий, суть которой в том, чтобы выпустить большое число «limited-edition» продукции в специальной упаковке, на которую всегда фанаты просто набрасываются. Такой продукцией являются DVD, снятое его другом режиссером Lasse Hoile, книги, выпущенные ограниченным тиражом, виниловые пластинки, диджипаки, диджибуки, мини CD, мини винилы, CD, и все это оформлено дизайнером Carl Glover. Прекрасный пример такого подхода – амбициозный сольный проект Стивена, Insurgentes, первоначально выпущенный в 2009 году ограниченным изданием в 4000 копий. Эти издания включали в себя десятидюймовые книги в твердом переплете, состоящих из 120 страниц с картинками, и на выбор – либо 4 аудио CD/DVD, либо 4 десятидюймовых виниловых пластинки. Большая себестоимость этого издания с лихвой окупилась, так как все копии были раскуплены заранее.

«Если Вы даете людям нечто драгоценное, они с гораздо большим энтузиазмом расстаются с деньгами» - рассуждает Стивен. «Преимущество виниловой пластинки в том, что она рассматривается как произведение искусства, и этого качества никогда не будет у компакт-диска. Винил – это нечто прекрасное, чем Вы можете обладать и лелеять его. Он заставляет Вас чувствовать, что Вам принадлежит часть искусства, а так как хорошая музыка – искусство, то в этом есть зерно истины. Обладание блестящими компакт-дисков в прозрачных коробках с 4 страничными буклетами внутри больше похоже на обладание программным обеспечением. Поэтому мы предвидим смерть блестящих дисков в прозрачных коробках и возврат к музыке, представленной в тщательно продуманной, эстетически приятной форме. Одним из первых альбомов, который я купил, был ELO - Out Of The Blue, и к нему прилагался космический корабль, который надо было собрать. Это было глупо, но забавно. Звукозаписывающие компании шли на это, чтобы удержать интерес покупателей к скучным физическим носителям информации».

Внимание к деталям вплоть до качества бумаги обложки высоко ценится фанатами Porcupine Tree
Стивен необычен тем, что берет на себя ответственность за все решения относительно упаковки его альбомов, настаивая, что роль лейбла в этой работе сводится к нулю. «Звукозаписывающие компании более открыты для новых идей, чем должны были бы быть, но оформление упаковки все же исходит от меня, Ласса и Карла. Лейблы считают меня сумасшедшим, когда я корректирую тип бумаги, которая будет использоваться для упаковки. Они никогда не сталкивались с исполнителем, интересующимся такими нюансами, но они отдают себе отчет в том, что это не просто моя маленькая прихоть: есть вещи, которые действительно не безразличны фанатам, и это внимательность к деталям позволяет легче продавать физические носители информации».

Для выпуска второстепенных записей Porcupine Tree, таких как «unplugged» альбомы или записи с радио, а также для своего сайд-проекта Bass Communion Стивен создал собственные лейблы Transmission и Headphone Dust. «Проект Bass Communion – очень специфическая музыка, которая покупается только теми людьми, которые действительно ее ценят. Поэтому бессмысленно выпускать этот проект на лейбле, который самостоятельно распространяет продукцию посредством почты».

«Перед тем, как разочароваться в лейблах, я прошел долгий путь. Сеть розничной торговли очень сложна, и необходимо, чтобы альбомы были в магазинах за месяц до начала продаж. Конечно же, новый альбом сначала просачивается в интернет, потому что копии альбома для обзоров рассылаются музыкальным журналистам за 6 недель до выхода в продажу, и достаточно одному парню залить еще не выпущенный альбом в интернет, как на следующий день он будет у всех. Чтобы не допустить этого, просто не рассылайте промо материал никому из журналистов. Альбом все равно просочится в интернет, но, по крайней мере, не за 6 недель до выхода!»
Подводя итоги

Стивен – живое доказательство тому, что по-прежнему можно оставаться индивидуальной личностью в шоу-бизнесе, и при этом добиться успеха в музыкальной индустрии. Он контролирует каждый аспект своей деятельности, от момента создания записи до презентации своей музыки на физическом носителе или живом концерте. При этом Стивен достаточно проницателен, чтобы понимать: самых лучших результатов можно достигнуть, только работая с профессионалами своего дела, будь то нанятые звукоинженеры, друзья музыканты, писатели или кинорежиссеры. Действительно, вся работа Стивена – своего рода сотрудничество, даже если иногда работа должна быть полностью выполнена кем-то другим, Стивен все равно принимает в этом участие. «Нет ничего лучше, чем работать рядом с профессионалом, но иногда приходится работать и по почте, на расстоянии» - объясняет Стивен. « Например, Alex Lifeson из группы Rush записывал в Канаде свой собственный альбом, когда нам стукнуло в голову его записать. Так что мы просто отправили ему файлы по электронной почте. Вы обращаетесь к таким ребятам, потому что знаете и любите их работу. Таким образом, Вы просите их сделать то, что они умеют и что, собственно, от них и нужно. А в итоге получаете роскошные 838293 любимых бит информации!»

Возможно Вас также заинтересует:

Вернуться на главную

 

forum logo
join group 3
register

 



 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Эксклюзивный материал для сайта My Music News Ознакомиться с разделом Copyright MyMusicNews Сегодня у нас в гостях известный в Украине киевский барабанщик - Александр Касярум! Мы решили задать Саше несколько вопросов о его биографии, о личном музыкальном развитии, а также советах начинающим драммерам. Саша играет за барабанной установкой уже 12...
Для того чтобы стать профессиональным барабанщиком, вам в первую очередь нужно очень много и постоянно заниматься. Есть различные способы улучшения своей игры, но прежде всего - найдите себе преподавателя, который поставит вас на правильный путь. Вам необходимо понимать как и что происходит при игре за барабанной установкой, механизм действия ваших...
Концертный звук - элемент, который все барабанщики жаждут получить в идеальном виде. Как же добиться нужного Вам звука? В этой статье мы поговорим о том, что нам может помешать в работе с настройкой необходимого звучания на концерте; как необходимо слушать и понимать, что происходит в звуковом пространстве помещения и выбирать...
Я играю на барабанах уже достаточно времени, чтобы помнить начало 80-х годов, когда Sabian считались небольшой, начинающей компанией-производителем тарелок из Канады. Сегодня это представить довольно трудно, но в то время Sabian имели очень небольшую долю на рынке. В свое 30-летие, Sabian превратился в одну из самых больших и успешных компаний...
matures and boys sex