My Music News

Последние статьи

Игорь Чили: "Темп и ощущение времени"

igor chili drummer, барабанщик Игорь Чили
Эх, больная тема для многих барабанщиков. Сейчас не так часто встретишь барабанщика, который с вопросом темпа на «ты». Зачастую все просто переходят на работу с драммашиной или метроном. Всякое случается на сцене, поэтому барабанщики часто страхуются таким образом. Это не плохо. Но всё-таки не забывайте играть и без клика. Всё-таки группа должна быть живой. Помните всегда о темпе. Ведь у каждой песни он свой, и об этом не стоит забывать. Пусть песня дышит свободно, как вы. Не заставляйте её задыхаться.

Ощущение времени барабанщиком – важнейший компонент игры на барабанах. Чувство и настроение песни зависят в первую очередь от барабанщика. От того, насколько хорошо он создаёт ощущение времени в песне. Стабильное и уверенное ощущение времени барабанщика создаёт опору и основу для других музыкантов. Многое зависит ещё и от стиля музыки. Если это “Sad But True” Металлики , то её стоит играть с оттягом, а, если это “Birdland” Завинула, то наоборот добавить стремления и движения.

В видеопособии Марка Шульмана “A Day At The Recording Studio” показаны три примера времени: играть чуть впереди метронома, чуть позади и ровно в метр, как драммашина. Джон «Бонзо» Бонэм играл преимущественно с оттягом, Стюарт Коупленд наоборот с лёгким опережением, а Джеф Поркаро ровно в метр. Не всегда, конечно, т.к. это ещё зависит и от характера песни, а не только от барабанщика, но преимущественно так действовали указанные барабанщики.

Но есть ещё один вариант – гибкое время, т.е. изменяющееся. Это присуще всем классическим произведениям и таким шедеврам джаза, как “West Side Story”. Здесь время живое, оно изменяется и движется в музыке.

  1. Занимаясь под метроном, обратите внимание и позанимайтесь ещё вот чем. Играя грув, например, на 4 такта, а потом заполнение тоже на 4 такта, и возвращаясь обратно к груву, следите за тем, чтоб ваши соло и заполнения оставались в том же времени, что и грув. Часто можно услышать грув, например, с оттягом, а заполнение наоборот, с опережением.
  2. Старайтесь делать так, чтоб, если уж начали играть ровно в метр, то и заполнение пусть будет ровно в метр, а не с оттягом или опережением. Работайте над своим собственным внутренним временем. Имея возможность, записывайтесь, а потом прослушивайте запись, учитывая все недостатки и преимущества. Исправляйте недостатки.
  3. Запись барабанов – лучший доктор! Есть ещё один удивительный приём, который я заметил у Стэнтона Мура. Он это называет чувством времени нью-орлеанского джаза. Вся суть заключается в том, что 8-е и 16-е ноты он не играет ровно, но и не свингует, он играет где-то между. Это очень тонко! Очень. Учиться подобному методу он советует следующим способом.
  4. Играйте ведущей рукой ровные 16-е ноты, а второй рукой играйте сперва ровные 16-е и 8-е, а потом свингованные, затем снова ровные и т.д. После этого смешивайте свингованные и ровные. Но помните, ведущая рука играет ровно.
  5. Затем можно наоборот, посвинговать ведущей рукой, а второй продолжать играть по прежнему методу. Не существует чёткой привязанности к клику у руки, играющей заполнения, но ведущая рука играет чётко с кликом! Но знайте, ключ ко всему – разнообразие.
  6. Будьте разнообразными, не зацикливайтесь на чём-то одном. Эксперементируйте с временем, что позволит вам достигнуть большей свободы. Когда думаете над своим треком, не забывайте обо всём вышесказанном.

Итак, как мы выяснили, характер песни определяет её время. Как это понять? А очень просто! Опробуйте  3 описаных варианта, а т.е. сыграйте одну и ту же песню тремя способами. Включите оригинал трека, если это не ваша песня, и сыграйте ровно с барабанщиком. В унисон. Вслед за чем сыграйте как бы слегка запаздывая, приблизительно на 64-ю или даже 128-ю, а потом проделайте ту же самую работу, но теперь опережая на 64-ю или 128-ю. Время будет изменяться. Как понять, какой вариант оптимальнее? Просто! Всё, что вам следует сделать, следить за своими ощущениями и ассоциациями. Например, “Kashmir” группы “Led Zeppelin”. Согласитесь, под такой трек как-то не очень хочется весело плясать, думая о солнечном весеннем дне. Этот трек достаточно грузен. Он, скорее, напоминает ход большого корабля или танкера.

С другой стороны “Roxanne” группы “Police”. Эта песня неизбежно ассоциируется с утреней пробежкой. Откуда берутся ассоцииации? Из гармонии песни.  Тон песни определяет её настроение, а время оформляет картинку в рамку. Постарайтесь следить за своими ощущениями во время трека, за ассоциациями. Ведь музыка – это чувство воплощённое в звук. Не даром многие песни делятся на целые группы типа «дорожные», «спортивные» и т.д. Песня либо изначально планируется таковой, либо становится в виду того, что у большинства людей ассоциируется с чем-то одним.

Включите любой трек, закройте глаза и просто следите за ощущениями. И в какой-то момент вы начнёте чувствовать этот дух песни, который определяет её характер. Вы можете даже быть абсолютно неграмотным в отношении гармонии, но не почувствовать у вас не получится. Вам захочется либо танцевать, либо увесисто качаться, либо бежать, либо порхать, как бабочка. Вы почувствуете лёгкость или тяжесть, летучесть или грузность, и вы непроизвольно захотите соответствовать своей игрой характеру песни.

К слову, о многих аспектах, обсуждаемых в статье, можно узнать из бесплатных онлайн уроков автора статьи Chi1i на его "You Tube" канале:

 

Возможно Вас также заинтересует:

Вернуться на главную

 

forum logo
join group 3
register

 



 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Эксклюзивный материал для сайта My Music News Ознакомиться с разделом Copyright MyMusicNews Сегодня у нас в гостях известный в Украине киевский барабанщик - Александр Касярум! Мы решили задать Саше несколько вопросов о его биографии, о личном музыкальном развитии, а также советах начинающим драммерам. Саша играет за барабанной установкой уже 12...
Что такое мензура и как ее отстраивать Мензура(Scale Length) - это длина струны от порожка до бриджа, на электрогитарах чаще всего 648 мм(25,5"-Fender) или 629мм(24 3/4"-Gibson), на бас гитарах в основном 864 мм(34"). От количества ладов она никак не зависит ( 12-й лад всегда находиться по середине)  Настройка мензуры -...
Мысленно вернитесь назад к тому времени, когда родился ваш интерес к игре на гитаре. Вспомните то время, когда у Bас появилась первая гитара, и Bы начали играть на ней. Для большинства из нас, даже когда мы были абсолютными новичками, абсолютно не знающими как играть, это так или иначе не имело...
Неважно, играете ли Вы перед десятками тысяч зрителей на мировых гастролях или перед 20-ю зрителями на вечеринке, в основном переживания практически те же самые.  В подавляющем большинстве случаев маленький голосок в Вашей голове увеличивает Ваш страх (страх неудачи, неуверенность в собственных силах, и.т.п.).